Михаил Васильевич Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования
Энциклопедический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с мировой литературой и античным наследием, необычайную начитанность в церковнославянской книжности и научных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам культуры того времени.
Интересно, что творчество Ломоносова, будучи плодом синтеза достижений античного, европейского и российского обществ, остаётся глубоко национальным.
"В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах"
Проделав в общей сложности около четырёх тысяч опытов, он открыл способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зелёное, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «очень похожее
на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета»...
Произведения мастерской Ломоносова отличает лапидарное и яркое живописное решение художественного замысла, обобщённость композиции и выразительность отдельных силуэтов, интенсивность
и насыщенность цветовых контрастов. При перенесении в мозаику произведений, выполненных в технике масляной живописи, Ломоносов делал расчет на обозрение создаваемого произведения издалека, что обусловило приподнятый и величавый стиль мозаичных картин, отвечающий задачам монументальной живописи.
Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753, Государственный Исторический музей) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754, Государственный Эрмитаж).
Мозаичный портрет цесаревны Анны Петровны. 1756-1757
Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж
Спас нерукотворный. 1753
Мозаичный портрет Григория Григорьевича Орлова. Ломоносовская мозаичная мастерская. 1764. Смальта, мозаика
Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж
Мозаичный портрет Елизаветы Петровны. Мастерская Михаила Ломоносова




Из 40 мозаичных картин, выполненных
в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы
Среди них «Апостол Петр» (1755, Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758, Музей М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге), «Бог-Отец» (1756-1757, Исторический музей), портреты императриц – Елизаветы Петровны (1758-1760, Русский музей) и Екатерины II (1763, Русский музей), цесаревны Анны Петровны (1756-1757, Музей М.В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758, Русский музей), портреты придворных П.И. Шувалова (1758, Эрмитаж), М.И. Воронцова (1765, Эрмитаж), Г.Г. Орлова (1764, Эрмитаж).
Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» (1762-1764, Главное здание РАН в Петербурге) – первая крупно-форматная мозаичная историческая картина в России. Грандиозный замысел, воплощённый в свободной и декоративной манере, отвечал главной задаче Ломоносова – прославлению Петра I, русского оружия, «Геройских славных дел».
Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и сотрудниками его мастерской, сыграли новаторскую роль в русской культуре XVIII века, возродили искусство мозаики, утраченное
в России в XIII веке.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website